Wednesday, March 20, 2013

Дети не слушаются. Родители.... ?


Есть предположение, что существует четыре мотива, по которым дети "плохо" себя ведут: привлечение внимания, влияние, месть и избегание неудачи. 


1. Привлечение внимания - поведение по типу "мне нужно твое особое внимание". Когда родители как бы не видят ребенка, не реагируют на его присутствие, он начинает себя вести отрицательно - лишь бы обратили на него внимание. К сожалению, родители чаще всего обращают внимание на плохое, а не на хорошее поведение ребенка, и в сознании ребенка формируется связь: хочешь внимания - веди себя плохо.

2. Влияние - поведение по типу "ты мне ничего не сделаешь". В современной жизни дети мало видят примеров равноправных партнерских отношений. Существует мода на "сильную, агрессивную личность". Отличительным признаком цели "влияния" от цели "привлечения внимания" является то, как поведет себя ребенок после того, как ему сделали замечание. Если он прекратит себя плохо вести - то он достиг своей цели. Если его поведение стало хуже - то его цель - влияние.

3. Месть - поведение, суть которого "навредить в ответ на обиду". Через месть ребенок избавляется от внутренней боли, которую нанесли, может быть, сами родители, не заметив этого, а может быть кто-то другой. Ощутив свою никчемность, страх, обиду, маленький человек испытывает желание выместить это на ком-нибудь.

4. Избегание неудач - поведение, суть которого " не буду и пытаться, все равно не получится". Такое поведение свойственно тихим и безинициативным детям, которые лишний раз стараются подчеркнуть свои слабости, убедить взрослых в свой беспомощности, ожидая в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.

До подросткового возраста ребенок впитывает все устоит семьи. С подростков, сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием, и взрослые продолжают общаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и детей. Подросток требует к себе особого подхода, добивается большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Его самолюбие оказывается уязвленным, если он не получает в семье должного уважения и внимания.

Именно в этом возрасте, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к разного рода нежелательным поступкам, между ним и родителями возникают конфликты.
Конструктивному поведению родителей может помочь следующее:
- всегда помнить об индивидуальности ребенка
- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения, стараться понять требования ребенка
- противоречия воспринимать как факторы нормального развития, проявлять постоянство по отношению к ребенку
- помнить, что для перемен нужно время
- одобрять разные варианты конструктивного поведения
- совместно искать выходы путем перемены в ситуации
- предлагать на выбор несколько вариантов
- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость.
- разъяснять возможности негативных последствий
- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
- использовать положительный пример других детей и родителей (не высказывая его в качестве упрека, а принимая себе на заметку)
- дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его неправильных поступков
- больше давать ребенку самостоятельности, не подавлять инициативу
Правильно выбранные родителями примеры и методы воспитания, формируют поведене ребенка. Среди множества приемов следует выделить:
- метод положительного подкрепления
- использование естественных последствий
- предоставление выбора
- личный положительный пример
- совместное принятие правил.

Метод положительного подкрепления свзан увеличению вероятности повторения положительного действия. Положительное подкрепление - это реакция взрослого на позитивные действия ребенка (слово, улыбка, похвала, одобрение, ласка).
Если родители хотят, чтобы ребенок предупреждал, что он задерживается, то нужно напомнить ему об этом, а при его телефонном звонке проявить радость и одобрение. Вероятность частоты звонков увеличится, то есть поведение ребенка подкрепляется положительно. Если родители принимают отрицательное подкрепление, то есть делают замечания, которые вызывают раздражение, то создается ситуация, при которой ребенок, чтобы избежать неприятного разговора, старается не звонить.
Не эффективны слишком раннее или запоздалое подкрепление.
Подкрепляется только то поведение, которое совершается в данное время.
В использовании этого метода существует несколько типичных ошибок.
Первая ошибка  - родители не закрепляют положительное поведение детей просто потому, что не имеют времени или желания заметить его. Девочка пришла к маме на кухню с предложением помочь вымыть посуду. Понятно, что с помощью дочери мама будет мыть посуду дольше. Посуды много, в комнате ждут гости, девочка может разбить чо0то из сервиза, поэтому мама отказывает от ее помощи. Через некоторое время мама сетует, что дочь совершенно не помогает ей на кухне.

Вторая ошибка - если родители предполагают сформировать подведение ребенка, то важно не говорить о подкреплении, а совершать его. Разговоры о том, что ребенок получит вознаграждение, если вынесет мусор, наведет порядок в своей комнате, сложит аккуратно свои вещи, не будет курить - могут разрушить все. Говоря ребенку об этом, родители совершают подкуп или дают обещание. В такой ситуации подкрепления не происходит. Чтобы добиться результатов, надо осуществлять формирование поведения, а не говорить о нем.

Третья ошибка - непоследовательность в подкреплениях. Нельзя нарушать режим для ребенка. Если родители не разрешают смотреть телевизор после 10 часов вечера, а ребенок просит при гостях посмотреть и родители соглашаются, то одного раза достаточно, чтобы закрепить рефлекс - проси при посторонних и обязательно получишь. Довольно часто дети выпрашивают у родителей с помощью нытья какое-то лакомство или новую игрушку и добиваются своего, при этом выводя родителей из себя. В этом случае также происходит закрепление - желаемого можно добиться только нытьем. Чтобы этого не произошло, нужно спокойно обсудить причины отказа и твердо отказать.

Применение приема естественных последствий формирует у детей понимание результатов своих поступков, ответственность за принятие решений, дисциплинированность.

Если ваш сын не пришел вовремя к столу, то будет есть холодные макароны, если он не надел шарф или перчатки, то холодный ветер "убедительно скажет" ему, что он не прав. Если в этих случаях родители не будут тратить силы на доказательство своей правоты, то последствия сами научат ребенка.

Еще одним важным приемом является прием предоставления выбора.
Сын попросил у мамы разрешения пойти к другу. мама хотела запретить, но сдержалась и предложила ему самому посчитать, сколько времени требуется на выполнение домашнего задания, сколько, чтобы выспаться и вовремя пойти в школу. Сын после некоторого размышления решил сходить к другу на 15 минут, после чего вернулся домой и сделал уроки.

Этот прием научит ребенка самостоятельно справляться с проблемами, формирует ответственность за поиск и принятие решений, и дате родителям преодолеть привычное стремление оказать нажим на ребенка и использовать запрет.

Дети являются "зеркальным" отражение своих родителей. Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения - все это формируется в семье и часто отражает облик его родителей. Поэтому положительный пример родителей является одним из основных методов воспитания. В семье, где родители относятся к детям с любовью и уважением, чаще всего практикуется метод совместного принятия правил, для которого характерно участие всех членов семьи в решении той или иной проблемы, неукоснительное соблюдение всеми выработанных правил.

На семейном совете разбирали, как добиться того, чтобы в доме был порядок, кто должен убирать. В конце концов закрепили за каждым зоны ответственности и приняли решение не разбрасывать вещи и напоминать друг другу об этом. Порядок значительно улучшился.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективных методов и приемов его индивидуального воспитания, что позволит им успешно преодолевать возникающие противоречия, избежать конфликтов и выбрать наилучшие способы удовлетворения нужды в обоснованных ограничениях в жизни ребенка.

2 comments:

  1. "Через есть ребенок избавляется от внутренней боли," - видимо пропущена "м" перед "есть".

    ReplyDelete